Александр Александрович Чайка:«Все песни посвящаю жене!» |
![]() |
Журнал Квадрат. Обо всём. Люберцы. Октябрь 2012. Стр. 10-15. Народный театр «Люберецкая оперетта», основанный в 2009 году, на сегодняшний день является одним из лучших творческих коллективов Люберецкого района. Своим успехом он во многом обязан его создателю и художественному руководителю Александру Александровичу Чайке, человеку, неоднократно побеждавшему на различных вокальных конкурсах. Проведя чуть больше часа в творческой мастерской Александра Александровича, мы, что называется, из первых уст узнали, почему его называют «человеком, который подарил Люберцам оперетту». Александр Александрович Чайка – Александр Александрович, здравствуйте. С самого начала хотелось бы узнать: Чайка – это псевдоним? – Нет. Это моя настоящая фамилия, доставшаяся от деда. – Просто для артистов псевдоним – обычное дело. – Да, особенно когда не везет, думаешь – может, имя поменять? Чтобы звезды сошлись (смеется). – Скажите, любовь к сцене у вас проявилась с самого детства? – Да, я ведь в Краснодарском крае вырос, а там каждый пятый поет. Хотя именно у меня семья была немузыкальная – пела только папина бабушка. Среди моих родных никто вокалом не занимался и музыкального образования не имел. А у меня к пению тяга была с детства – я постоянно ходил во всевозможные студии, кружки. В школе был солистом хора, получал различные дипломы, награды. Они все сейчас у мамы хранятся. Потом я пошел в армию, где с нуля создал ансамбль. Начальник части и все офицеры были в восторге, ведь до меня там никогда ничего подобного не было. В армии же закончил курсы повара-кондитера. У нас с одной стороны от казармы была столовая, с другой – армейский клуб. Так что я что-то там быстро готовил и бежал в клуб на выступление (смеется). – После армии вы пошли получать музыкальное образование? – Еще находясь на службе, я поступил в Краснодарский музыкальный колледж на вокальный факультет. – Поступить было сложно? – Не очень. Мужчин вообще мало туда поступает. К тому времени мне было почти 20 лет, голос уже сформировался. Почему не взять? Мы с другом вдвоем поступали – у меня был тенор, у него бас. Сейчас он уже заслуженный артист РСФСР, работает в музыкальном театре в Ростове. – Где вы получали высшее образование? – В Краснодарской академии культуры и искусств. Поступил на опереточное отделение эстрадно-классического вокала и получил диплом артиста музыкального театра. – Когда появилась возможность использовать знания на практике? – На втором курсе академии я уже прослушивался в Краснодарском театре оперетты, куда меня и взяли на небольшую ставку. Сначала были маленькие роли, но потом доверяли все более и более серьезные работы. В общей сложности, в театре я провел 8 лет. Конечно, это огромный опыт. – Насколько мне известно, вы участвовали и побеждали на многих музыкальных конкурсах. – В одном из первых моих конкурсов, «Молодые голоса Кубани», я принял участие, учась на втором курсе. Там я исполнял, в основном, патриотические песни и романсы. Кроме того, становился лауреатом различных губернаторских премий. Хочу сказать, что всеми своими успехами я обязан моему педагогу – Лидии Михайловне Щербаковой. – Это ее фотография у вас на столе? – Да. Я постоянно с ней созваниваюсь, дарю подарки. У нее частный дом в Краснодаре, и когда я приезжаю, мы всегда с ней сидим под орехом, пьем чаи с тортом, вспоминаем... Я ведь ленивый студент был. Помню, Лидия Михайловна мне все время говорила: «Глинка тебя за это уже убил бы!» (смеется). Вообще когда я приезжаю в Краснодар, обязательно иду в свой родной музыкальный колледж, встречаюсь с учителями, дарю букеты. Я своих педагогов чту. – Уже в столице вы побеждали на конкурсе «Кристальный голос Москвы». – Это был чисто эстрадный конкурс, в жюри которого были Екатерина Шаврина, Валерия и другие известные артисты. Я начал сразу со второго тура и победил в третьем. Не знаю, как так получилось – возможно, просто в тот день не было достойных конкурентов, а может быть, просто репертуар подобрал удачно. В общем, звезды так сошлись. У меня дома до сих пор висит эта тарелочка – «Кристальный голос Москвы». Но вообще конкурсы конкурсами, а самый главный конкурс – жизненный. – Расскажите, как вы оказались в Москве? Почему переехали? – Наш театр приехал на фестиваль «Золотая маска», привезя оперетту «Белая акация». Играли мы в театре В.И. Немировича-Данченко и заняли там второе место. Для Краснодарского театра взять «Золотую маску» – это очень высоко. У меня с собой были диски, которые я когда-то записал в Сочи и, пользуясь случаем, я их стал повсюду раздавать, звонить продюсерам. С жильем помогла тетя супруги – у нее на Пражской была квартира, где я и остановился. – И как вам Москва? – С первой недели я понял, что это очень непредсказуемый город, где огромную роль играют связи, которых у меня как раз и не было. Знаете, у многих людей здесь происходит переоценка ценностей. Шоу-бизнес даже самого достойного человека может превратить в ничто. Что лучше – работать в шоу-бизнесе, забыв о спокойном сне или приходить на работу, зная, что здесь у тебя есть будущее? Человек задумывается – может быть, действительно лучше играть в провинции первые роли, чем в каком-нибудь московском театре объявлять «кушать подано»? Я решил, что, наверное, лучше играть главные роли в Подмосковье и где-то в 2007 году я продал квартиру в Краснодаре и перебрался в Люберцы. – Но ведь наверняка вам, молодому человеку хотелось популярности, славы? – Просто очень хотелось проявить себя. Конечно, петь в переходе я не пробовал – это не мое. В Москве у меня был продюсер. Что-то мы записали, что-то не успели... Потом, когда продюсер умер, я открыл цветочный магазин. – Вы занимались бизнесом? – Недолго. Я очень люблю цветы, у меня дома их целое море. Наверное, от бабушки мне досталась легкая рука: что ни посажу – все растет. У нас даже за ДК есть небольшой участок земли, где я выращиваю кабачки и помидоры (смеется). Так что да – где-то два года я занимался цветочным бизнесом, но потом все-таки понял, что это не мое. Я не бизнесмен – мне жалко прохожих, нищих, бабушек... Бывало, что отдавал цветы просто так. – Да, жалость – не лучшее качество для предпринимателя. В одном из интервью журналист назвал вас «человеком, который подарил Люберцам оперетту». Действительно? – Наверное, можно и так сказать. В Люберецкий дворец культуры я попал случайно – пришел на конкурс «Приди и пой», познакомился с людьми из комитета по культуре, подарил им свои диски. – И создали театр «с нуля»? – При огромной поддержке Ирины Геннадиевны Назарьевой, руководителя администрации Люберецкого муниципального района. И если уж говорить о человеке, который подарил городу оперетту, то это, скорее, она, а не я. Первым спектаклем, который мы поставили, была «Сильва», оперетта венгерского композитора Имре Кальмана. Постановка готовилась 4 месяца и, наконец, в мае 2009 года состоялась премьера. После того, как в течение трех дней в зале был аншлаг, мы поняли, что у нас что-то может получиться. Несмотря на то, что был кризис, администрация нашла средства на поддержку театра и этим буквально окрылила нас. После «Сильвы» была музыкальная сказка «Золушка», потом оперетта «Марица» и так далее и так далее... – А где вы искали артистов для постановок? – Состав наполовину состоял из молодежи, наполовину из заслуженных артистов театра и оперетты, с которыми я познакомился, играя в труппе у Лилии Яковлевны Амарфий, Народной артистки России. Вообще о Лилии Яковлевне надо сказать отдельно. Это была невероятно красивая женщина – в зале сидеть было невозможно, не то, что играть с ней на одной сцене! Я научился у нее очень многому, начиная от записи минусовок, до составления программ. – Вы часто выезжаете на гастроли? – Это очень сложный вопрос, потому что гастроли означают огромное количество организационных вопросов. К концу спектакля и так очень устаешь, а нужно заниматься еще билетами, печатями, транспортом, то есть выполнять обязанности менеджера. Во многом поэтому я и решил использовать два состава. То есть, когда мы играем в Люберцах, я играю и пою сольные партии – местная публика меня знает. А на выезде, чтобы можно было спокойно заниматься организационными вопросами, я у меня играет второй состав. В нашем деле перетруждаться нельзя – можно потерять дар к исполнительству, тем более мне уже не 25 лет. Что же касается гастролей, то, как правило, они проходят в Москве и области – Бронницах, Раменском, Жуковском. В областном доме искусств в Кузьминках не так давно мы давали «Фиалку Монмартра». – Насколько охотно вы берете в театр молодежь? – Нам многие звонят и стараются попасть на прослушивание. К сожалению, есть люди, которые думают, что если здесь провинциальный дворец культуры, то любой человек может просто прийти и сразу же попасть в штат. Это далеко не так, у нас есть достаточно жесткий отбор. Например, в этом году прослушивалось 8 человек, из которых я не взял никого. – Почему? – Во-первых, просто напросто нет свободных мест. Во-вторых, многим нравится не сцена, а они на сцене. В-третьих, у человека, который только пришел после консерватории, еще нет ощущения сцены, он на ней теряется. Из-за того, что люди ничего не умеют, появляются сложности, теряется драгоценное время. А мы должны работать, а не толочь воду в ступе, как говорят на Кубани. Но зато те, кого мы берем, здесь просто расцветают. Актрисы, исполнявшие в других театрах роли грибочка или Бабыяги, у нас ощущают себя Сильвой, принцессой... Я постоянно говорю своим актерам – нельзя держать себя в тисках и бояться сделать лишнее движение. Это ваша четырехминутная ария, и вы должны заполнить собой все пространство зала. Сыграть и спеть так, чтобы у зрителей по телу пробежали мурашки. Тогда из вас может выйти толк. – Насколько мне известно, в театре вы ведете вокальную студию. – Да, сейчас у меня занимаются несколько учеников, причем некоторые из них уже выступали на большой сцене на Дне города. Одна девочка даже бросила медицинское училище и поступила в ВУЗ на вокальное отделение. – Вам нравится преподавать? – Не могу так сказать. Для этого я слишком мягкий человек, мне сложно накричать на ребенка. Даже если вижу, что человек откровенно халявит, мне неудобно его останавливать. Но зато с артистами я ругаюсь. Если выключен микрофон, могу и наорать. Говорят, мой ор слышно на Выхино, поэтому никто со мной не связывается (смеется). – В течение нескольких лет вы делали программу «Маэстро» на местном радио. – Да, причем идея программы родилась спонтанно. Понимаете, людям порой надоедает слушать плохие новости – там что-то взорвалось, здесь кого-то обокрали. Иногда хочется послушать светлую хорошую музыку. В «Маэстро» я рассказывал о музыке, пел в эфире, приглашал интересных артистов. Мы поднимали музыкальные пласты 50-х, 60-х, ставили старые записи, на которых слышен треск пластинки... В студию часто звонили пенсионеры и говорили, что наша передача возвращает их в молодость, Сейчас у нас был полугодичный перерыв, за время которого появилось много планов, идей. Думаю, уже в октябре начнем делать новые выпуски. – Вы получаете за это деньги? – Нет, это неоплачиваемая работа, которая держится исключительно на моем личном энтузиазме. – Периодически у вас проходят концерты под общим названием «Виват, оперетта!» Расскажите немного об этом. – Это концертная программа, длящаяся около двух часов, в которой собраны лучшие моменты наших спектаклей. Участвуют обычно 6-7 актеров и я в роли ведущего. Играется все под музыку Кальмана, естественно. – Почему? Это ваш любимый композитор? – Да. В его произведениях есть и печаль, и радость, но конец всегда счастливый. А это ведь люди и любят больше всего. Еще мне нравятся такие композиторы как Франц Легар, Целлер, Штраус. Из современных – Евгений Мартынов и Раймонд Паулс. Что касается эстрадных исполнителей, я считаю, что у любого певца должна быть харизма, а на нашей эстраде она есть не у всех. В этом отношений мне очень нравится Валерий Леонтьев. Посмотрите на его шоу – в отличие от многих других артистов, которые просто включают фонограмму и изредка подпрыгивают, он танцует, двигается, потеет, работает. Это исполнитель высшей пробы, высшего звена. Эх, жаль, что я не Алла Пугачева и не могу позволить себе говорить все, что думаю, открыто (смеется). – Наверняка вас часто приглашают выступать на корпоративах. – На Новый год я обычно пою перед Московской областной думой. Это один из немногих корпоративов, в которых я участвую. Вообще я не ресторанный певец, хотя приглашений очень много. Я прекрасно понимаю, что это хорошие деньги, но все-таки это не мое. То, что обычно просят петь в ресторанах – не мой репертуар – Если зовут выступать на политическое мероприятие, вы интересуетесь, под чьим флагом оно проходит? – Я не состою ни в какой партии и вообще мало что понимаю в политике. Поэтому стараюсь на таких концертах не выступать. – Сколько у вас на данный момент вышло альбомов? – Один большой опереточный альбом, который проспонсировали мои ученики. Записывался он в разных студиях Москвы, хотя среди всех песен выделяются несколько записей, сделанных на студии у Владислава Медяника, знаменитого исполнителя шансона. Также у меня записано несколько эстрадных альбомов, но их так сложно регистрировать, разбираться с авторскими правами... Я ведь, в основном, исполняю чужие песни. – Вы ведь поете не только на русском? – Конечно, нет. Я очень люблю языки Восточной Европы: украинский, молдавский, болгарский. Моя любимая певица – Почему вы работаете именно в жанре оперетты, а не каком-либо другом? – Это популярный развлекательный жанр для всех слоев населения. Элитным этот жанр сделали меценаты. В оперетте мне нравится то, что там нет места трагедии, каким-то очень сложным сюжетам. Это два-три часа интересного, комичного, музыкального спектакля, где всегда все заканчивается хорошо. – Можете ли вы назвать средний возраст зрителя Люберецкого театра оперетты? – Процентов 50 – это люди за сорок. А так приходят люди разных возрастов. Старшее поколение вспоминает молодость, среднее сравнивает разные периоды, проводит для себя какие-то параллели, молодежь же только приобщается к жанру. Многие ведь приводят с собой детей 12-13 лет, которые смотрят на сцену и не могут понять, как это люди поют, разговаривают и танцуют одновременно (смеется). – Оперетта – это смесь актерской игры, танца, вокала. Вы в большей степени актер или вокалист? – В моем дипломе написано «вокалист музыкального театра». У меня нет специального актерского образования. Поэтому можно сказать, что я певец с актерскими задатками (смеется). – Используете ли вы фонограмму на концертах? – В опереточных концертах нет, в сольных – иногда. Без этого нельзя. Невозможно за один раз спеть сорок разноплановых произведений. Это обычная практика для певцов – пять песен вживую, две под фонограмму. – Что самое сложное в вашей профессии? – Наверное, чувство, когда спускаешься со сцены в реальный мир, когда идешь домой. Да, меня окружают любимые люди, но все равно это уже не сцена, выход на которую для меня всегда праздник. Еще, конечно, тяжело жить с развитым театральным зрением. – Что вы имеете в виду? – У артиста, годами играющего на сцене, вырабатывается чувство локтя. Понимаете, я вижу то, что видит актер, стоящий сзади меня. На сцене мы можем делать все с закрытыми глазами. Мы не наступаем друг другу на ноги, не задеваем соседа тростью... И поэтому я не могу спокойно ходить по улицам, ездить в общественном транспорте – я сразу вижу, как кто-то кого-то грабит, залезает в карман... – Сколько времени вы уделяете профессии? Например, в выходные дни. – А как раз в выходной почему-то больше всего и хочется заниматься вокалом! Конечно, я часто работаю дома – делаю аранжировки, пою. Меня ведь в нашем доме уже все знают (смеется). Хорошо, что я живу на последнем, 25-м этаже! Я чувствую в себе потребность расти, развиваться и поэтому пою каждый день. Даже когда лежал в больнице, не мог удержаться и на четвертый день на всю палату запел арию Мистера Икс (смеется). – Вы живете в Люберцах восемь лет. Можете сказать, что этот город стал для вас родным? – К Люберцам я привык, у меня здесь сложилась публика. Но я очень люблю свою малую родину, Краснодар. Это изящный, красивый город. До сих пор помню номера и маршруты всех троллейбусов и трамваев. Я поддерживаю контакты с музыкальным театром Краснодара. Там находится труппа, в которой я работал, мастера и наставники, у которых я учился. У меня есть мечта, что когда-нибудь кто-то из них приедет сюда петь. – Расскажите о вашей семье. – С женой Лилией мы познакомились в музыкальном училище, куда вместе поступали. Жена прекрасно поет, хотя она и не театральный человек. У нас с ней две дочки. Старшую, Алису, я назвал в честь любимой актрисы – Алисы Фрейндлих. В прошлом году она окончила музыкальную школу. Алиса хорошо рисует, моделирует одежду, у нее хороший слух и актерские способности. Она очень увлекается аниме, постоянно дает мне слушать разные японские группы. В принципе, ничего, хотя и несколько отличается от Кальмана (смеется). Скорее всего, Алиса пойдет по стопам родителей – станет певицей или актрисой. А вторая дочь, Джулия, родилась 9 месяцев назад. Кстати, это единственная Джулия на весь Люберецкий район. Я зову ее Жужа (смеется). – Чем занимаетесь в свободное время? – Животными – у нас дома большой аквариум с рыбками, есть несколько черепах. Я очень люблю ходить за грибами, ловить рыбу. Не есть, а именно ловить, чтобы затем отпустить. Но мое главное хобби – это запись песен в студии, большую часть которых посвящаю жене. – Как восстанавливаете силы после выступления, которое забирает массу энергии? – У нас на кухне большая лоджия, на которой я выращиваю цветы – розы, монстеры и другие. Я обожаю их фотографировать, эти безумно красивые вещи, которые создала природа. Жаль, что у меня нет дачи – наверное, не заслужил пока (смеется). – Людей искусства обычно злит этот вопрос, но тем не менее. Не могу не спросить о творческих планах. – Написать больше красивых песен, сшить красивые костюмы на «Мистера Икс» и успешно отыграть премьеру. – И последний вопрос: как бы вы пригласили на спектакль зрителя, который не имеет ни малейшего понятия о том, что такое оперетта? – Вы хотите послушать живые голоса? Хотите посмотреть, как люди одевались, как любили в то время? Как простой циркач смог добиться руки прелестной дамы? Тогда приходите к нам на спектакль! – Александр Александрович, большое спасибо за интервью! |